|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
9.1.2. Источники информации Достоверность собранных данных сильно зависит от используемых источников информации. Очевидно, что экспертные оценки (метод экспертных оценок часто используется при нехватке фактических данных) дают менее надежные и точные данные, чем, например, опросы потребителей. В данном разделе рассмотрены источники информации, которые можно применять при сборе данных по указанным выше направлениям. Информацию о темпах роста Интернет-аудитории региона можно получить из многочисленных открытых и платных исследований, ссылки на которые даны в гл. 8. Обычно такие данные отстают от текущего момента на несколько месяцев. Тем не менее, их можно привести к текущему моменту посредством экстраполяции или при помощи сопоставления с другими, более доступными, параметрами. Например, существует достаточно тесная корреляция между количеством пользователей Интернета в России и индексом активности пользователей, ежедневно рассчитываемым компанией Rambler. Используя эту корреляцию, можно получить достаточно точную оценку текущего количества пользователей и построить прогноз на ближайшее будущее. Общее положение дел в отрасли Интернет-бизнеса, выбранной для реализации проекта, можно оценить, посетив ведущие сайты, посвященные данному направлению, и сайты компаний, работающих в данной отрасли. Как правило, такие сайты содержат архив новостей и другую полезную информацию об основных событиях, происходивших в отрасли ранее и происходящих в ней в настоящее время. Другим полезным источником информации о тенденциях развития отрасли являются новостные сайты, посвященные электронной коммерции, Интернет-бизнесу, основным событиям в Интернете. Перечень таких сайтов приведен в гл. 6. Аналитические и новостные сайты часто публикуют мнения экспертов о развитии различных отраслей Интернет-бизнеса, их прогнозы и ожидания. Информацию о технологических и программных решениях, применяемых при создании аналогичных проектов, можно получить на сайтах конкурентов и сайтах компаний, работающих в смежных отраслях Интернет-бизнеса. Естественно, прямого указания на используемые технологии и программы там не будет, но специалисты, как правило, легко могут определить, какое программное обеспечение использует компания, чьими разработками она пользуется и т. п. Для получения информации о технологии организации продаж, исполнения заказов и т. п. имеет смысл совершить небольшую покупку на сайте конкурента и ознакомиться (хотя бы с точки зрения клиента) с тем, как у конкурентов организована работа с клиентами. Еще одним источником получения информации о технологиях и программах, применяемых в выбранной отрасли Интернет-бизнеса, являются разработчики программного обеспечения. Например, разработчики программного обеспечения для интер-нет-магазинов могут предоставить достаточно полную информацию о том, какие продукты лучше подходят для различных ситуаций (в зависимости от количества товарных позиций, частоты обновления ассортимента и т. п.). Информация о возможностях размещения компании (офисов, складов и т. п.) может быть получена из официальных источников (публикаций комитета по управлению городским имуществом), частных объявлений о продаже и сдаче в аренду помещений (как правило, такие объявления сгруппированы в специальных еженедельных каталогах). Значительное количество таких объявлений публикуется на специализированных сайтах по недвижимости. Кроме того, необходимо ознакомиться с прайс-листами бизнес-центров, специализирующихся на сдаче в аренду помещений под офисы. Для Интернет-компании важными параметрами при выборе помещения под офис является наличие возможности оборудования его выделенными каналами связи, стоимость подключения к таким каналам и размер затрат на их эксплуатацию. Поэтому при сборе информации о возможных местах размещения офиса компании необходимо увязывать ее с возможностями выбранного компанией интернет-провайдера (может оказаться, что для подключения к нему придется арендовать каналы связи, принадлежащие третьим лицам, что повысит затраты). Сбор информации о возможностях по хостингу сайта или размещению сервера компании на хостинг-площадках провайдеров имеет смысл проводить с помощью Интернета или специализированных печатных изданий (каталогов компьютерной техники и услуг). Практически все интернет-провайдеры имеют собственные сайты, содержащие развернутую информацию о ценах, условиях подключения и т. п. Поиск сайтов интернет-провайдеров можно легко осуществить с помощью Интернет-каталогов, рейтингов и поисковых систем. Для создания Интернет-компании, как правило, закупается оборудование (серверы, компьютеры, коммуникационное оборудование), прокладываются локальные сети, осуществляются другие хозяйственные операции по организации рабочих мест и налаживанию нормального функционирования компании (производится ремонт помещений, закупка мебели, найм персонала и т. п.). Цены и сроки поставки и монтажа оборудования, условия проведения ремонта и т. п. непосредственно влияют на размер инвестиционных затрат и сроки реализации проекта. Поэтому для подготовки бизнес-плана такая информация должна быть собрана. Ее источниками могут быть рекламные материалы, прайс-листы компаний-поставщиков, каталоги, специализированные издания и т. п. Выбор поставщиков сырья, товаров (закупаемых компанией для перепродажи), услуг и информации (используемых в основном в производственном или торговом процессе) влияет не на единовременные расходы по созданию и запуску проекта (как это было в предыдущем случае), а на его текущую деятельность. Источниками информации о таких поставщиках могут быть отраслевые справочники, рекламные материалы, выставки, ярмарки, семинары и конференции, каталоги и т. п. Информация для выбора постоянных поставщиков и партнеров должна быть подобрана очень тщательно, поскольку условия работы с ними сильно влияют на себестоимость продукции, товаров и услуг компании и, соответственно, на все финансовые показатели инвестиционного проекта. Сбор информации о трудовых ресурсах необходим для определения штатного расписания и фонда оплаты труда. Если у проекта уже есть команда специалистов и менеджеров, готовая взяться за его реализацию, поиск информации необходимо проводить по должностям, являющимся вакантными в штатном расписании. Кроме того, необходимо собрать информацию о сложившемся уровне оплаты труда для всех специалистов и менеджеров проекта. Информацию о наличии трудовых ресурсов и уровне оплаты труда можно получить на биржах труда, в рекрутинговых агентствах, в специализированных изданиях и на сайтах, посвященных поиску работы и рекрутингу. Информацию о законодательном окружении проекта, необходимости получения компанией лицензий и иных разрешительных документов можно получить из специальной литературы, правовых баз данных, непосредственно из соответствующих нормативных документов. Наилучшим вариантом является сочетание самостоятельного изучения законодательства с получением консультаций у профессиональных юристов и аудиторов. Источниками информации о состоянии рынка продукции проекта, его емкости, сегментах, рыночных окнах, существующих на рынке каналах распределения и т. п. могут быть результаты кабинетных и полевых маркетинговых исследований, подробно описанные в гл. 8. Информация для оценки конкурентоспособности продукции проекта и конкурентной среды может быть получена посредством изучения сайтов конкурирующих компаний, их предложений, цен, товаров и услуг. Для получения более детальной информации представитель компании может сам выступить в роли покупателя и в процессе обслуживания оценить уровень сервиса конкурентов, качество их товаров и услуг, скорость выполнения заказов, удобство навигации по сайту и т. п. Круг основных конкурентов и примерная оценка доли рынка каждого из них могут быть определены при помощи Интернет-каталогов и поисковых систем (список основных конкурентов) и рейтингов (очень приблизительная оценка доли рынка может быть сделана посредством сравнения посещаемости сайтов конкурентов и сайта компании). Более точную информацию можно получить с помощью полевых исследований, в частности, опросов потребителей. Точная информация для оценки времени, необходимого для создания и запуска проекта (сроки выполнения работ, поставки оборудования, программирования и разработки дизайна сайта), может быть получена от непосредственных исполнителей работ и поставщиков оборудования. Многим из них для установки точных сроков необходимо подробное техническое задание, которое на момент сбора исходных данных, как правило, отсутствует. В таком случае приходится полагаться на экспертную оценку специалистов компаний-исполнителей. Для уменьшения неопределенности, связанной с неточностью экспертных оценок, имеет смысл получить оценки сроков исполнения работ от нескольких независимых экспертов и использовать в бизнес-планировании усредненные данные. Информация о текущем состоянии предприятия может быть получена из таких внутренних источников, как финансовая и бухгалтерская отчетность, отчетность подразделений, беседы со специалистами и т. п. Информация о возможных источниках финансирования, процентных ставках по кредитам и займам и условиях их предоставления может быть получена из специализированных изданий, рекламных материалов банков и финансовых компаний, из личных переговоров с потенциальными инвесторами. Сведения о действующих в данном регионе ставках налогов и сборов можно получить из специальной литературы, периодических изданий, правовых баз данных, непосредственно в налоговых органах и муниципальных учреждениях, у профессиональных юристов и аудиторов. Безусловно, различная информация, собираемая для бизнес-планирования, имеет разную степень важности. Наиболее тщательно необходимо подходить к сбору информации о рынке, конкуренции, поставщиках товаров и услуг (потенциальных постоянных партнерах), каналах распределения, правовом окружении. Если какой-либо информации недостаточно или достоверность ее вызывает сомнения, не стоит закрывать информационную брешь экспертными оценками. Лучше потратить некоторые средства на исследования и уточнение информации, чем потом нести несравнимые с этими затратами убытки. В какой-то мере затраты на проведение дополнительных исследований, уточняющих исходные данные для бизнес-планирования, можно сравнить с затратами на страхование от финансовых рисков.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|